Главная Блог Менеджмент Секреты SMART-управления проектами: эффективные методы и инструменты
6(1)

Секреты SMART-управления проектами: эффективные методы и инструменты

саморазвитие
05.05.2025

Своевременное достижение целей важно для любой компании.Для этого необходимо правильно и четко формулировать задачу, устанавливать реальные сроки и учитывать имеющиеся ресурсы. Чтобы цели не были абстрактными, а результат работы — недостижимым, руководители компаний используют методику SMART. Редакция Вышки-Онлайн поможет разобраться, зачем и как это делать.

Что такое SMART-цели

Метод SMART позволяет повысить общую продуктивность команды. Основной принцип заключается в том, чтобы сделать размытые цели понятными, конкретными и достижимыми. Автором системы является Джордж Т. Доран. Впервые в свет эта методика вышла вместе с книгой «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач» в 1981 году. При соблюдении всех ее принципов в компании повышается уровень организации сотрудников, улучшаются ключевые показатели и появляется стабильный рост.

Суть системы

Постановка SMART-целей включает оценку задачи по пяти критериям. Все они зашифрованы в аббревиатуре названия методики. Каждая буква соответствует определенному параметру:

  1. S — Specific (конкретность/ясность).

    Этот фактор говорит о том, что цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы каждый понимал ее правильно. Она должна отвечать на вопрос «Что делать?» и указывать на один конкретный результат.

  2. M — Measurable (измеримость).

    Необходимо устанавливать параметр для определения степени выполнения задачи. Например, цель «Повысить посещаемость ресурса» звучит абстрактно и сложно определить, достигнута ли она. А если сформулировать так: «Увеличить посещаемость на 30%», то уже можно отслеживать, насколько хорошо команда справилась с работой.

  3. A — Achievable (выполнимость).

    Имеющиеся ресурсы должны позволять достичь конечного результата. Для оценки возможностей используют среднюю статистику по компании или всей отрасли. Если на аналогичную работу нужно около недели, требовать ее выполнения за пару часов не имеет смысла.

  4. R — Relevant (значимость/соответствие).

    Этот критерий обязывает цель следовать глобальному курсу компании. Текущая задача не должна отступать от главного направления.

  5. T — Time bound (привязка ко времени).

    Необходимо устанавливать четкие сроки выполнения, с указанием даты или периода.

Для примера рассмотрим постановку задачи в абстрактном виде и в формате SMART. Допустим, цель — повышение трафика сайта. В простой формулировке сложно определить желаемый конечный результат. Но, если учесть все принципы системы SMART, задача будет выглядеть более конкретно и позволит понять, насколько хорошо коллектив с ней справляется. Если постановка будет звучать как: «Повысить трафик сайта за счет SEO-оптимизации на 30% до 15.06.2025», сотрудникам становится понятно, как и когда нужно достичь цели.

Для чего и где применяют SMART-цели

Использование методики SMART позволяет превратить абстрактные задачи в конкретные, понятные каждому члену команды. Ее применяют, когда необходимо:

  • установить четкие сроки, показатели эффективности сотрудника или отдела,

  • способы достижения цели;

  • получить данные для оценки прогресса выполнения;

  • упростить процесс путем конкретизации, когда все понимают, что нужно сделать, работа идет быстрее.

Метод SMART не подходит для постановки долгосрочных глобальных задач, но помогает полноценно достигать целей краткосрочного характера.

Применение этой системы формулировки возможно во всех сферах, включая бизнес и личностный рост. Она поможет повысить продуктивность в таких областях, как:

  • маркетинг;

  • производственный процесс;

  • продажи;

  • развитие бизнеса;

  • привлечение новых клиентов;

  • личные достижения, от занятий спортом до изучения языков.

Есть сферы, в которых методика неприменима. Чаще это творческие направления, где сроки могут смещаться, а результат практически невозможно измерить. Например, автор песен получает заказ на определенный срок, ежедневно сидит над проектом, но так и не успевает закончить текст вовремя. Поэтому к нему система SMART неприменима. Архитектор же способен руководствоваться четкими показателями и датами, в этом случае конкретная постановка задачи будет полезна и повысит продуктивность.

Правила применения SMART-целей

Чтобы полноценно пользоваться методикой, необходимо придерживаться определенной концепции:

  1. Расстановка приоритетов.

    Хоть конкретизация и является важным критерием, в первую очередь стоит обращать внимание на соответствие задачи общему направлению компании. Сначала нужно понять не что делать, а зачем.

  2. Письменная фиксация.

    Ведение записей на бумаге или в электронном формате позволит прорабатывать детали, формировать инструкции для себя или коллектива, разбивать цель на отдельные шаги.

  3. Гибкость.

    Хороший руководитель понимает, что со временем появляются новые вводные. Поэтому он делает критерии оценки адаптивными и готов корректировать процесс в зависимости от полученной информации.

Важным фактором при работе по системе SMART является мотивация коллектива. Введение поощрений в виде премий или доплат за каждый пройденный этап задачи повысит общую эффективность команды.

Применение SMART-целей на практике

При постановке задач необходимо придерживаться алгоритма, который позволит сделать работу максимально продуктивной. Разберем поэтапно:

  1. Исследование.

    Важно тщательно изучить работу компании, товар, общее состояние рынка.

  2. Определение актуальности.

    Выбрав определенный аспект для улучшения или исправления, стоит подумать, действительно ли нужно это делать именно сейчас.

  3. Формулировка.

    Для каждой проблемы должна быть отдельная, четко поставленная цель с достижимым результатом. В описании указывают показатели, по которым будет оцениваться степень завершенности процесса (KPI).

  4. Установка сроков.

    Для своевременного реагирования на изменение вводных помимо главной даты завершения работы ставят промежуточные контрольные точки. Это помогает отслеживать процесс и корректировать выделенные ресурсы.

  5. Сверка с критериями SMART.

    Проверка ключевых моментов — достаточно ли точно сформулирована цель, реально ли ее достижение с имеющимися ресурсами, насколько она соответствует основному курсу компании и есть ли способ оценки результата.

  6. Назначение исполнителей.

    За каждый этап должен отвечать и отчитываться конкретный сотрудник. Это поможет избежать перекладывания ответственности в коллективе.

  7. Фиксация задачи.

    После постановки цели ее нужно записать в подходящем рабочем органайзере, например — Google Календарь.

Такой подход позволит руководителю повысить эффективность назначенных сотрудников, ускорить выполнение задачи, а также постоянно держать процесс под личным контролем.

Распространенные ошибки, мешающие ставить SMART-цели

Чаще всего проблемы в применении методики SMART возникают у тех, кто только начал ей пользоваться. Однако у опытных руководителей также бывают сложности с постановкой задачи. Об этом хорошо знают выпускники онлайн-магистратуры “Управление организациями и проектами”, где разбираются все аспекты управления проектами. Однако есть несколько характерных проблем при использовании SMART, о которых следует знать каждому.

Размытые цели

Даже если формулировка звучит достаточно конкретно, каждый член команды может понять ее по-своему. Например, поставлена задача увеличить количество контента на сайте или в социальных сетях компании. Есть четкие сроки, показатели, которых нужно достичь, но не оговорен тип информации. Сотрудники начнут наполнять страницу статьями и постами, а руководитель хотел больше видеороликов.

Это не значит, что обязательно все прописывать в условиях задачи. Достаточно контактировать с командой, общаться лично и в корпоративных мессенджерах. Письменная фиксация задачи поможет избежать ошибок, поскольку устное обсуждение может создать неясности.

Объединение нескольких целей в одну

Выбор конкретной проблемы и ее проработка поможет добиться большего результата, чем попытка отслеживать сразу несколько аспектов. Например, если нужно увеличить количество лидов, стоит поочередно сосредоточиваться на одном источнике обращений — соцсети, торговой площадке или официальном сайте компании. Первоначальную задачу разбивают на несколько более мелких. Это позволяет сфокусироваться и добиться желаемого результата.

Завышенные ожидания

Случается, что руководитель ставит цель упорядочить отчетность. На выходе он ожидает структурированную систему с графиками, фильтрами по периоду. Менеджер подходит к этой работе со своей точки зрения и просто сортирует файлы и папки согласно датам, выделяя разные кейсы цветом. Вина в этом случае лежит не на сотруднике, а на руководителе. Необходимо полноценно описать, что нужно сделать, как оформить и структурировать. Каждый член команды должен понимать, к какому конечному результату стремиться.

Такая же проблема может возникнуть с постановкой сроков и KPI. Лучше отталкиваться от реальной статистики и оставлять небольшой запас. Например, если в среднем работа выполняется за две недели, можно дать на нее 15-20 дней. Это позволит учесть критерий Time bound и не выбиваться из графика даже при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Значимым фактором также является мотивация команды. Стоит рассмотреть привязку премий или других поощрений к каждому этапу задачи. Например, если таргетолог должен привлечь 10 000 подписчиков, можно установить доплату за каждые 2-3 тысячи. Если специалист привел больше человек, чем требовалось, его также стоит поощрить. Это будет мотивировать на достижение максимального результата.

Как не допускать ошибок при использовании SMART

Избежать проблем поможет строгое следование алгоритму постановки цели, а также:

  • постоянная практика;
  • поддержание обратной связи с сотрудниками и наставниками;
  • адаптация методов SMART под свои задачи.

Чтобы система заработала, как должна, недостаточно использовать готовый шаблон из интернета. Необходимо учитывать наличие определенных ресурсов, специфику компании или человека, если речь идет о личностном развитии. Правильная организация всех факторов и адаптация методики под свои условия покажет ее полезность, поможет быстро добиваться высоких результатов.

Читайте также

Все статьи
19(2)
Менеджмент

Успешное управление IT-проектами: стратегии и практические советы

Как стать успешным руководителем проекта в IT? Используйте секреты эффективного управления и лидерства. Изучите ключевые навыки, такие как контроль сроков, управление командой и общение с клиентами. Вышка Онлайн поможет с этим, а также поделится практическими советами по построению высокоэффективной команды.

карьера
05.05.2025
6
Менеджмент

Секреты SMART-управления проектами: эффективные методы и инструменты

Редакция поможет вам стать хорошим руководителем и всегда быть на шаг впереди конкурентов. Вы узнаете все о системе SMART — одном из лучших инструментов для эффективного достижения целей. Рассмотрим способы применения на деле, дадим несколько практических советов.

саморазвитие
05.05.2025
7
Менеджмент

Эмоции и интуиция в процессе принятия управленческих решений

Часто личные качества руководителя влияют на проект и все принятые в процессе работы решения. С какими эмоциями придется сталкиваться каждому управленцу и как обернуть их в свою пользу? Способы тренировки интуиции и несколько советов по ее эффективному применению в постановке целей.

саморазвитие
12.05.2025

https://studyonline.hse.ru/blog/design/

Представляем сборник статей по дизайну, который станет незаменимым источником вдохновения и практических знаний для профессионалов и начинающих специалистов в области дизайна.

Смотреть подборку
Дизайн

Подписывайтесь на рассылку

Рассказываем о профессиях будущего, work-study-life balance, онлайн-программах и не только
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки

Следите за нами в соцсетях

Делимся лайфхами, исследованиями и анонсами, общаемся со студентами и снимаем много полезного видеоконтента
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных — здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.