Как и в любой сфере нашей жизни, в IT без грамотного руководства и экспертной стратегии создание цифрового продукта будет неорганизованным и разрозненным. Эффективное управление проектами в сфере информационных технологий — это важная составляющая успешности компании на рынке, ее способности быстро адаптироваться к техническим инновациям и реагировать на изменения требований. Ключевой фигурой этого процесса является project-manager. От его компетенций и профессионализма зависит, будет ли задача выполнена в рамках установленных сроков, бюджета и стандартов качества.
Успешный руководитель ИТ-проектов — талантливый управленец, который знает, как правильно мотивировать и вдохновлять команду, выстраивать продуктивную коммуникацию с клиентом, планировать этапы работы и отслеживать прогресс. Можно ли им стать или для этого нужно родиться с лидерской жилкой? Нет ничего невозможного, если упорно работать над собой, прокачивать профессиональные и личностные качества.
Как устроено управление проектами?
Проектный менеджмент — это процесс разработки плана, организации и контроля выполнения работ в рамках задач в области информационных технологий. За успешное завершение проекта и достижение целей ответственен менеджер проектов. Он координирует команду так, чтобы в назначенный срок готовый продукт был представлен заказчику. В обязанности специалиста входят:
-
Коммуникация с клиентом, упорядочивание требований, согласование бюджета;
-
Составление плана действий и прогнозирование сроков для его реализации;
-
Распределение зон ответственности среди участников проектной команды, выстраивание коммуникации между отделами;
-
Отслеживание процессов разработки продукта (программного обеспечения, веб-ресурсов, облачных решений), оценка соответствия применяемых технических решений ожиданиям заказчика;
-
Управление рисками и внедрение корректирующих мер при изменении требований;
-
Ведение отчетности, контроль за расходом средств и скоростью выполнения поставленных задач.
С какими вызовами предстоит столкнуться руководителю, зависит от особенностей ИТ проекта, но его самая главная миссия — максимально точно воплотить идею клиента в жизнь. Чтобы справиться с этим, нужно обладать множеством навыков.
Hard Skills — фундамент профессионала
Hard Skills — это специфические умения, необходимые для эффективного выполнения задач, которые можно развивать через обучение и практику. Разберем, какие из них важны в менеджменте IT-проектов.
Знание классических методологий управления в IT
Руководитель обязан владеть различными методами и инструментами управления проектами, которые помогают оптимизировать процессы, улучшить командную работу и обеспечить успешное завершение всех задач. Среди самых популярных методик выделяют:
-
Agile
— методология гибкой разработки проекта, которая позволяет быстро реагировать на изменения и поддерживать регулярную обратную связь с клиентом. Процесс делится на небольшие итерации (короткие циклы работы), с возможностью корректировки на любом из этапов;
-
Waterfall
— традиционный подход, где все задачи (планирование, разработка, тестирование) выполняются последовательно. Каждый этап заканчивается перед началом следующего, и изменения невозможны;
-
Kanban
— этот метод управления проектами является визуальным. Для организации рабочего процесса используется канбан-доска, на которой большое количество задач можно перемещать между столбцами, отражающими разные стадии их реализации (к примеру, «В работе», «На проверке», «Готово»). Это помогает отслеживать прогресс выполнения и повышать скорость команды.
Выбор инструментов управления в области информационных технологий зависит от особенностей и целей проекта. Менеджеру проектов полезно владеть сервисами Redmine, Bitrix24, Asana, Trello, Git и другим специализированным программным обеспечением.
Менеджмент команд
Чтобы все участники проекта слаженно работали над достижением цели, лидер должен знать как правильно объединять специалистов разных профилей. Ему предстоит нанимать и увольнять сотрудников, распределять обязанности, осуществлять мониторинг и контроль результатов выполнения задач. Все это требует прокачанных навыков управления командой. Для этого недостаточно раздавать указания: необходимо быть психологом, способным решать межличностные проблемы и предотвращать конфликты. Важно правильно оценивать и анализировать индивидуальные особенности людей, определять их сильные и слабые стороны.
Ведение переговоров с клиентами
Абсолютно любой проект требует от руководителя умения выстраивать правильную коммуникацию с заказчиками. Он должен владеть ораторским искусством, уметь проводить переговоры и презентации, знать как располагать к себе людей. Развивать харизму и навыки делового общения помогают специализированные бизнес-тренинги, мастер-классы и семинары по управлению IT.
Ведение документооборота
Работа с документами — неотъемлемая составляющая обязанностей менеджера проектов. Это могут быть технические задания, статусные отчеты, протоколы совещаний, графики, сметы, расписания и другие бумаги. Чтобы эффективно вести документооборот, необходимо уметь работать с системами управления данных. Крайне важно соблюдать требования проекта по оформлению и упорядочиванию материалов и обеспечивать их доступность для всех участников.
Риск-менеджмент
Навыки организованного управления рисками важны в любых разработках в сфере информационных технологий. Всегда есть вероятность возникновения ошибок и форс-мажорных ситуаций, которые могут ударить по бюджету, срокам или даже репутации компании. IT-менеджер должен уметь прогнозировать проектные риски, выстраивать стратегии борьбы с ними и в случаях ЧП — брать на себя ответственность. Для снижения рисков нужно развивать способности к анализу, планированию и быстрой адаптации. Эти навыки можно прокачать через на программах онлайн-магистратур по менеджменту от Вышки Онлайн.
Это основные навыки, без которых сложно продвигаться в сфере управления IT. Но только их будет мало, чтобы достичь действительно больших успехов. Человек, ответственный за реализацию проекта, должен иметь определенный склад характера и набор личностных качеств.
Soft Skills — движущая сила карьеры
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, на отечественном рынке труда больше всего востребованы социальные компетенции: они встречаются в 47% всех вакансий. Это так называемые Soft Skills — совокупность характеристик личности, которые помогают эффективно взаимодействовать с командой, заказчиками и заинтересованными сторонами, а также решать проблемы, находить компромиссы и принимать обоснованные решения. Если рассматривать конкретно руководителя IT-проектов, то для представителя этой профессии будут важны :
-
Лидерство
— способность вести команду к успеху, мотивировать сотрудников, убеждать клиентов в правильности выбранных стратегий;
-
Тайм-менеджмент
— эффективное использование ресурсов времени для на программах онлайн-магистратур по менеджментууспешного завершения всех задач в срок;
-
Расстановка приоритетов
— правильное определение первостепенных целей и задач для грамотного распределения ресурсов и предотвращения лишних трат;
-
Критическое и логическое мышление
— умение анализировать и оценивать информацию, проводить фактчекинг, видеть общую картину — все это необходимо для разработки продуманного плана проекта и управления рисками;
-
Работа в команде
— способность быть командным игроком, чтобы действовать не только в интересах руководства компании, заказчика или своих собственных, но и в интересах сотрудников;
-
Инициативность
— активная позиция во всех начинаниях, быстрая реакция на изменение требований, готовность взять на себя некоторые задачи других сотрудников по выполнению проекта при критических ситуациях;
-
Стрессоустойчивость
— контроль над эмоциями в сложных ситуациях, сохранение невозмутимости и умение успокоить подчиненных. Это помогает обеспечивать здоровую атмосферу в коллективе;
-
Эмпатия
— понимание эмоций и нужд команды, необходимое для справедливого разрешения конфликтов и правильной мотивации.
Если в вашем арсенале еще нет всех из перечисленных Hard и Soft Skills — не страшно. Главное, что теперь вы знаете, что нужно прокачать, чтобы стать отличным менеджером проектов.
Как развить необходимые умения
Чтобы стать эффективным руководителем, необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать разные кейсы из истории своей и других компаний. В качестве учебных пособий можно использовать популярную литературу:
-
Элияху Голдратт, «Я так и знал».
Книга в формате бизнес-романа на примерах рассказывает о том, как внедрять изменения и донести их необходимость коллективу.
-
Патрик Ленсиони, «5 искушений руководителя».
Автор раскрывает проблемные моменты, с которыми может столкнуться каждый лидер команды.
-
Игорь Манн и Ренат Шагабутдинов, «Бизнесхак 2.0».
Набор практических советов, применимых в различных сферах жизни и бизнеса.
-
Дэниел Гоулман, «Эмоциональное лидерство».
С точки зрения психологии материал рассказывает, как поддерживать здоровую атмосферу в коллективе, мотивировать и вдохновлять.
-
Дэн Кеннеди, «Жесткий менеджмент».
Разбирая примеры успешных руководителей, таких, как Джеф Безос, Стив Джобс, автор подает проверенные стратегии эффективного управления командой.
Развить как технические, так и управленческие компетенции в области риск-менеджмента можно через практико-ориентированные образовательные программы. Например, онлайн-магистратура «Управление организациями и проектами» предлагает гибкую траекторию обучения с акцентом на реальные бизнес-кейсы, стратегические сессии и коучинговую поддержку. Это позволяет не только освоить инструменты управления проектами, но и развить ключевые soft skills: лидерство, коммуникации, эмоциональный интеллект и адаптивность.
Эти навыки формируют основу для эффективного управления IT-проектами. Однако для достижения выдающихся результатов необходимы также стратегическое мышление и умение организовать командную работу.
Стратегии эффективного управления IT-проектом: советы по организации командной работы
Способность организовать и удерживать команду — ключевой инструмент управления разработкой цифровых продуктов. Несколько рекомендаций, которые помогут поддерживать эффективную работу сотрудников в проектах, связанных с информационными технологиями.
Настройте продуктивную коммуникацию
В работе задействована многочисленная команда разработчиков. Ваша задача — наладить общение между ее членами так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно. Для этого можно ввести определенные ритуалы:
Такие практики помогут вам сплотить коллектив, узнать о болях некоторых коллег, которые могут возникать время от времени, оперативно реагировать на конфликты.
Давайте обратную связь
Обратная связь от руководителя является ключевой составляющей эффективного выполнения работы каждым членом команды: 65% специалистов хотят получать больше фидбека. Похвала будет подчеркивать ценность отдельного специалиста, аргументированное замечание — обращать внимание на слабые стороны, которые могут стать точками развития. Вам нужно научиться поддерживать баланс объективности и непредвзятости, чтобы не выделять «любимчиков», игнорируя заслуги других участников рабочего процесса.
Измеряйте «температуру» в коллективе
Рабочий микроклимат напрямую зависит от удовлетворенности сотрудников. Не забывайте контролировать его: интересуйтесь состоянием членов команды, следите за загруженностью каждого отдельного работника, реагируйте на недовольства и принимайте меры по их устранению.
В этом вам поможет измерение «температуры»: разработайте список вопросов для оценки отношения к компании, руководству, задачам, карьерному росту и зарплате. По итогам опроса вы сможете выделить три четко определенных градуса настроения подчиненного:
-
Красный
— находится в состоянии полного выгорания, недоволен работой, хочет уволиться;
-
Желтый
— ощущает неудовлетворенность, испытывает сильную должностную или психологическую нагрузку;
-
Зеленый
— абсолютно доволен своей ролью в команде и компании, заработной платой и карьерным развитием.
Результаты помогут разработать подходы для поддержки сотрудников и выявить слабые места в стратегии управления. Такой подход повышает эффективность всех внутренних процессов. В новых коллективах рекомендуется проводить опросы ежемесячно, а в более зрелых — раз в квартал или реже.
Инвестируйте в развитие сотрудников
Развитие профессиональных и личностных навыков работников не обязательно должно быть сложным. Для повышения компетентности членов команды вы можете заказывать профессиональную литературу и журналы, разрабатывать индивидуальные треки развития, приставлять менторов к новичкам, организовывать внешнее или внутреннее обучение. 94% сотрудников, в чей рост вкладываются работодатели, проявляют высокую лояльность к компании и остаются с ней надолго.
Предотвращайте переработки
Сверхурочная работа уместна в кризисных ситуациях или при «горящих» сроках. В этом случае переработка должна быть оплачена. Но когда это становится привычной рутиной для команды — успешное выполнение проекта будет под угрозой. Исследования ВОЗ выявили риски, связанные с овертаймом: на 42% повышается вероятность развития сердечных заболеваний, на 19% — возникновение инсульта. Постоянные задержки на работе также приводят к стрессу, потере работоспособности и выгоранию. Вы, как руководитель, должны следить, чтобы работники оставались мотивированными и не перерабатывали, иначе ценные сотрудники могут попросту уйти, поставив на первое место здоровье.
Все эти советы основаны на опыте успешных проектных команд. Они могут послужить отправной точкой для повышения качества работы и удовлетворенности ваших подопечных.