Способность понимать текущую ситуацию без глубокого логического анализа станет полезным навыком для любого бизнесмена, руководителя, лидера команды. При этом недостаточно руководствоваться только данными, важно развивать интуицию. Чтобы не принимать импульсивные решения, необходимо также контролировать свои эмоции. Эти аспекты управления часто не берут в расчет, но они могут стать эффективным инструментом в работе.
Эмоции в бизнесе
Часто при принятии решений руководитель опирается на личные ощущения, особенно, если речь идет о риске и неопределенности. В такой ситуации стоит сохранять спокойствие и избегать импульсивности. Рассмотрим, какие эмоции могут влиять на управленца, как контролировать их в процессе планирования и запуска проекта.
Страх
Опасения и боязнь делать определенные шаги могут проявиться на всех этапах работы. Теоретически этот механизм должен предостерегать от необдуманных решений, помогать дисциплинировать себя. На деле если сосредоточиться на таких эмоциях, результат чаще всего бывает диаметрально противоположным. Есть 3 вида страха, с которым может столкнуться управленец:
-
Первичный.
С ним знакомится каждый начинающий лидер. Может появиться при работе с крупным проектом, незнакомой концепцией или новыми инструментами. Постоянные сомнения мешают нормально функционировать, а иногда просто парализуют.
-
Вторичный.
Это чувства, характерные всем, кто уже имел негативный опыт. Если в вашей истории были неудачные проекты, все последующие кейсы будут рассматриваться с подозрением. Постоянные поиски «подводных камней» даже там, где их не может быть, плохо сказываются на объективности и мешают правильно оценивать ситуацию.
-
Страх после первых проблем.
Если на определенном этапе команда не вписывается в установленные сроки или не может полноценно выполнить задачу теми ресурсами, которые были вложены в бюджет, возникает боязнь, что цель недостижима. Может появиться желание отказаться от дальнейшей работы, чтобы не потерять все вложенные средства.
Любой отрицательный момент способен вызывать опасения, иногда переходящие в панику. Это не только негативно сказывается на решениях, в некоторых случаях невозможность отключить такие эмоции разваливает весь проект. В результате команда теряет мотивацию, а компания — деньги и репутацию.
Чрезмерная самоуверенность
Завершив несколько успешных задач, некоторые лидеры начинают ощущать собственную неуязвимость к рискам. Из-за этого следующие шаги становятся беспечными, возможные проблемы при достижении целей перестают учитывать. Проявиться такой фактор может в неоправданно коротких сроках, завышенных требованиях к коллективу.
Жадность
Желание получить максимальную прибыль часто толкает руководителя на необдуманные поступки. Пренебрежение здравым смыслом ведет к нереалистичным ожиданиям, попытке выполнить несколько задач одновременно, установке множества KPI (контрольных показателей) для одной цели.
Как контролировать эмоции
В первую очередь необходимо понимать основные принципы эмоциональных процессов. Есть несколько советов, следуя которым лидер сможет действовать, не позволяя собственным страхам и желаниям влиять на эффективность принятых решений:
-
Четкая стратегия.
Если разработать план с учетом всех возможных рисков и неотступно следовать ему, импульсивные поступки будут исключены. Необходимо ставить конкретные и понятные цели, сроки.
-
Использование проверенных данных.
Перед формированием задачи важно провести полноценное исследование, опираясь на статистику, а не слухи.
-
Регулярный контроль.
Хороший руководитель проверяет степень выполнения работы на каждом ее этапе. В этом помогут четкие и реалистичные KPI.
-
Взвешенность и осмысление.
Спешка — плохой помощник, все действия должны быть обдуманными и осознанными. Между отдельными шагами можно делать небольшую паузу.
Одним из важнейших качеств успешного лидера является способность учиться на ошибках. Допущенные в прошлых проектах недочеты помогают оценить свою реакцию в определенных ситуациях и контролировать ее, развивая эмоциональный интеллект.
Интуиция в бизнесе
Принятие решений на основе подсознательного анализа информации бывает не менее эффективным, чем при полноценной логической обработке множества вводных и статистических данных. Такая способность вырабатывается только на основе опыта. При этом необходимо изучать как свои, так и чужие проекты. Поможет и следование принципам развития бизнес-интуиции:
-
Совершение ошибок с минимальными потерями.
Негативные моменты неизбежны, поэтому стоит начинать с небольших задач, оценивая свои слабые места. Крупные неудачи часто отрицательно сказываются на последующих решениях, повышая склонность рисковать.
-
Общение с другими представителями отрасли.
В процессе обсуждения кейсов пополняется собственная база знаний о типичных проблемах и способах их избежать.
-
Изучение истории успеха известных бизнесменов.
Чтение биографий, просмотр интервью позволит развить стратегическое мышление, подаст полезные примеры. При этом каждая ситуация уникальна, и использовать полученную информацию можно только после адаптации ее под свои условия.
-
Доверие к себе.
Чтобы интуиция помогала на деле, необходимо давать ей возможность. В то же время важно найти баланс между шестым чувством и логическим анализом.
Обмен мнениями с командой также станет полезным фактором при принятии взвешенных решений. Доверенные люди поделятся собственным опытом, подскажут, в каких моментах задачу нужно скорректировать. Когда руководитель взаимодействует с коллективом, повышается общая эффективность рабочего процесса.
Когда решение — это больше, чем цифры
Эмоции и интуиция — не противоположности логике, а её союзники. В бизнесе они помогают быстрее принимать решения, глубже понимать клиентов и выстраивать сильные команды. Главное — научиться отличать осознанное чувство от импульса и подкреплять внутренние сигналы знаниями.