Инновации — это залог прибыльности бизнеса. Благодаря их внедрению повышается скорость работы, улучшается качество и востребованность продукции. Современный и функциональный товар помогает компании выделиться на фоне конкурентов, а выстроенные бизнес-процессы — привлечь лучших специалистов.
Определение инноваций, какие они бывают и зачем нужны — в нашем материале. Поделимся, где брать идеи и как воплощать их в жизнь.
Что такое инновации
Инновация — это реализация новых идей, которые создают ценность для бизнеса или клиента. Эти идеи могут быть связаны с улучшением уже существующих продуктов и бизнес-процессов, или с разработкой и внедрением чего-то нового.
Почему сейчас есть особый спрос на инновации
Причин несколько:
- Рынок меняется стремительно. Пользователь хочет «кликнуть на одну кнопку и получить результат».
- Конкуренция растет. Передовые разработки становятся доступнее, а борьба за клиентов — жестче.
- Технологии дешевеют. Прототип можно собрать за дни на no-code/low-code, а не за месяцы.
Чтобы компания выживала на рынке и получала прибыль, нужно поддерживать актуальность продукта. Пример — банковская сфера. С развитием нейросетей и ML-моделей финансовые организации стали массово внедрять чат-боты на основе ИИ. Благодаря этому клиенты прямо в приложении могут получить моментальный ответ на вопрос или решение по кредиту — ИИ проводит скоринг заявки без необходимости встречи в офисе. Есть и другие важные бонусы, например, предложение актуальных категорий кэшбэка и анализ подозрительных звонков. Все это мотивирует клиентов выбирать банк, который внедряет инновации.
Инновации привлекают не только клиентов. Соискатели предпочитают компании, в которых меньше рутинного труда и есть возможность работать удаленно или гибридно. Инновации дают возможность комфортно организовать рабочие процессы, поэтому прогрессивный бизнес получает преимущество в борьбе за лучшие кадры.
Для управления инновационным бизнесом необходимо анализировать новые ниши, находить перспективные идеи и превращать их в работающие бизнес-модели. Эти навыки можно получить на магистерских программах, например, в Вышке Онлайн. Магистерская онлайн-программа «Управление инновационным бизнесом» учитывает новейшие технологические достижения, а в ее основе лежит практика на реальных проектах.

Содержание программы «Управление инновационным бизнесом»
Что относится к инновациям
По сфере применения инновации делят на:
- Продуктовые. Новые или улучшенные продукты. Например, электробус — новый вид транспорта, который не использует бензин или дизельное топливо.
- Материально-технические. Это оборудование, инструменты, технологии, сырье. Например, компьютерное зрение на производстве, композитные материалы, 3D-печать.
- Организационные. Новые методы управления бизнесом. Например, персональные сценарии онбординга, гибкие рабочие графики, автоматические системы распределения задач.
- Маркетинговые. Новшества в области дизайна, упаковки, продаж, ценовой политики, продвижения продуктов и услуг. Например, разные виды геймификации или динамические офферы для разных клиентов.
- Социальные. Помогают решать общественные проблемы, улучшать качество жизни людей и делать услуги более доступными. Например, единые карты для посещения музеев и арт-пространств или бесконтактная доставка.
По преемственности выделяют:
- Дополняющие инновации — постепенно улучшают уже существующие продукты. Так, производитель пуховиков может разработать модель с плотно прилегающим капюшоном, который полностью защищает от ветра.
- Замещающие — заменяют предыдущую технологию или процесс. На смену калькуляторам пришли кассовые аппараты, а затем — онлайн-кассы.
- Прорывные — вносят революционные изменения в мировую экономику и жизнь людей. Мобильные телефоны изменили индустрию связи, а Uber стал альтернативой частным службам такси.
Где брать идеи для инновационных проектов
Иногда решение лежит на поверхности, нужно лишь посмотреть на проблему под правильным углом.
Следите за трендами в мире технологий. Автоматизация рутины — основа большинства инноваций. Постарайтесь предвидеть, какие технологии будут востребованы в будущем. Подумайте, как они помогут клиенту проще и эффективнее взаимодействовать с вашим продуктом, а команде — точнее решать задачи.
Например, рекомендательные системы стриминговых платформ избавили зрителей от вопроса «Что посмотреть вечером». Дейтинг-сервисы предлагают варианты мероприятий по интересам, которые можно посетить с новыми знакомыми. Возможно, алгоритмы машинного обучения помогут и вам избавить клиентов от проблем выбора.

Следить за новостями можно на профильных ресурсах, например, на сайте Сколково
Изучайте собственные «узкие места». Постарайтесь выяснить, где сотрудники тратят больше времени или чаще совершают ошибки. Подумайте, что поможет исправить ситуацию, например:
- бот, который будет проверять заявки и анкеты;
- дашборд, собирающий данные из разных систем;
- автоматические черновики ответов на письма из CRM/Helpdesk.
Проследите за пользователями. Проанализируйте лог-файлы, чаты, отзывы, звонки, запросите обратную связь. Они помогут понять потребности клиентов и выдвинуть гипотезы для новых разработок.
Применяйте стратегическое прогнозирование. Зная о цикличности трендов, можно проанализировать те, что были в прошлом. Это поможет предугадать, какие тенденции ожидаются в ближайшем будущем. Так вы сможете оказаться первыми, кто выпустит на рынок товар или услугу, соответствующую запросам клиентов.
Например, вы можете заметить цикличность появления субкультур: в 2007 и 2017 годах развивались молодежные течения, а с ними — соцсети (ВКонтакте, Tumblr). Возможно, в 2027 году будет похожая тенденция и спрос на новые социальные медиа.
Понаблюдайте за лидерами рынка и сильными командами. Например, следите на YouTube за рубрикой Вышки Онлайн «+/-10 минут». В них эксперты рынка рассказывают о трендах в бизнесе: как запускать продукты, как измерять успех, как выстраивать команды, применяя новые технологии.
Как происходит процесс внедрения инноваций
Вводите инновации в несколько этапов:
- Опишите суть изменений. Продумайте, как и чему вам нужно обучить сотрудников, рассчитайте время и финансы. Наметьте контрольные точки и способы их отслеживания и оценки.
- Определите цель, результат и метрики. Примеры: «Уменьшить время ответа техподдержки с 8 до 3 минут», «Повысить конверсию онбординга с 22% до 30%».
- Соберите минимальный прототип. Рассчитайте время на создание *MVP, разработайте его. Если речь о внедрении готовых инноваций в рабочие процессы, выберите технологии и разработайте план внедрения.
- Запустите пилотный проект. Отведите на это 2–4 недели, выберите одну метрику эффективности. Определите тестовую и контрольную группы.
- Разберите результаты. Проанализируйте, что изменилось, какие сложности возникли, сколько стоит поддержка выбранного решения.
- Внедрите инновации во все процесс. Пропишите регламенты, продумайте отчетность, назначьте ответственных, организуйте поэтапное обучение.
- Масштабируйте решение на другие команды/сегменты/города/клиентов. Очень важно донести ценность внедрения инноваций до сотрудников: как показывает исследование Вышки Онлайн, только четверть россиян уверенно владеют инновационными инструментами.
- Расскажите общественности о внедрении инноваций. Опубликуйте материалы в СМИ, запустите рекламу.
*MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) — тестовая версия продукта с набором базовых функций.
Итог: как найти идеи для инноваций
- Отталкивайтесь от потребностей. Изучите «узкие места»: нарисуйте карту процессов и отметьте, где теряются время и деньги.
- Найдите необычные, но повторяющиеся запросы в логах чатов и записи звонков — так часто рождаются гипотезы.
- Проанализируйте технологии и подумайте, как их можно внедрить в ваш продукт или процессы. Возможно, ИИ-ассистент снизит рутину, а no-code сервис сократит время разработки.
- Подпишитесь на отраслевые СМИ и блоги практиков. Разборы, обзоры, подкасты, кейсы помогут видеть рабочие подходы.
- Сделайте витрину идей. Например, единый бэклог в таск-трекере с описанием, целями, сроками, ресурсами.
- Тестируйте гипотезы и запускайте микропилоты на 2–4 недели. Следуйте правилу: одна главная цель — одна метрика — четкая фиксация эффекта.
- Закрепите успех. Удачное решение должно применяться на постоянной основе во всех рабочих процессах.