Начнем с того, что для повышения продаж недостаточно просто выделить большой бюджет на рекламу. Любая маркетинговая стратегия базируется на четком понимании особенностей своей бизнес-ниши, потребностей клиентов, а также на оценке возможностей и барьеров для роста.
Эксперты твердят о необходимости использовать ИИ-инструменты в маркетинге, считая это главным трендом будущего. Действительно, искусственный интеллект и нейросети активно развиваются и существенно облегчают работу маркетинговых отделов в крупных компаниях. ВТБ использует ИИ-решения для адаптации рекламных креативов под разные сегменты, а Ozon для модерации товарных карточек. Но как это поможет малому бизнесу уже сейчас, когда у большинства предпринимателей нет даже чат-ботов?
Мы не будем просто перечислять все тренды маркетинга, а расскажем, на какие ключевые моменты нужно обратить внимание, чтобы не только выжить на конкурентном рынке, но и повысить продажи на 20–30% к концу года. Начать стоит с автоматизации рутинных процессов и оптимизации расходов на рекламу. Что нужно учесть при разработке маркетинговых стратегий в 2025 году?
Новый клиент стоит очень дорого
Все понимают, что расширение клиентской базы позволяет бизнесу стабильно развиваться. Однако «лить трафик» на социальные сети и покупать дорогую таргетированную и контекстную рекламу может себе позволить далеко не каждый предприниматель. Стоимость конверсии растет примерно на 40% каждый год, а заинтересовывать пользователей становится все сложнее. Нужно постоянно анализировать поведение клиентов, чтобы адаптировать свои рекламные кампании и не расходовать маркетинговый бюджет впустую. Кроме чат-ботов, можно использовать автоматизированные инструменты анализа онлайн и офлайн-трафика, скоринг клиентов и сквозную аналитику — это позволит автоматизировать отчетность и выявлять неэффективную рекламу.
При сильно возросшей стоимости лида, то есть потенциального покупателя, который оставил контакт, важно быть уверенным в эффективности своей системы продаж. Вряд ли вам захочется вкладывать огромные деньги в привлечение новых клиентов, которые будут быстро уходить из-за низкой скорости ответа на заявку. Есть смысл провести полный аудит всего, что только можно, перед запуском маркетинговой кампании. Прослушайте записи разговоров менеджеров по продажам, оцените эффективность скриптов, внедрите тайного покупателя и проверьте все точки касания клиента с брендом.
Малому бизнесу, чтобы адаптироваться к изменениям и развиваться, лучше сфокусироваться не на покупке дорогой рекламы на холодном рынке, а выходить на новую аудиторию через сарафанный маркетинг?. Это самый бюджетный способ привлечь клиентов через рекомендации ваших довольных покупателей. Если усилить это направление и превратить его в систему, можно сильно сэкономить на рекламе и обеспечить себе стабильные продажи на несколько лет вперед.
Потребителей больше интересует опыт, чем сам продукт
Делать ставку на сервис — уже не просто тренд, а маст хэв любого бизнеса. Поэтому омниканальность? становится обязательным условием развития в 2025 году. Ведь это синтез разных возможностей для клиента, при котором он может одновременно использовать все оффлайн и онлайн-каналы коммуникации с брендом. Допустим, человек на работе зашел на сайт компании, выбрал какой-то товар, но отвлекся и не завершил покупку. Если в компании настроена омниканальность, он вечером зайдет в мобильное приложение и увидит в корзине все, что отобрал. Синхронизация всех каналов на одной платформе держит бренд на виду у целевой аудитории с первого касания. В результате клиент получает удобный сервис, который улучшает пользовательский опыт, а компания оптимизирует процессы и увеличивает продажи. Не стоит забывать также об индивидуальных запросах пользователей.
Персонализация опыта — тренд уже не новый, но очень стойкий. Люди хотят эмоций, историй, ценностей, а не просто «купи наш продукт». По данным Salesforce за 2024 год, 73% потребителей ожидают, что бренды понимают их уникальные потребности и готовы платить больше за лучший клиентский опыт. Набирает обороты тенденция к гиперперсонализации, когда алгоритмы анализируют поведение пользователей, чтобы предлагать релевантные офферы в реальном времени.
Также стоит оптимизировать рекламу и продвижение веб-ресурсов под голосовой поиск, на который по данным ComScore в 2024 году пришлось 50% всех поисковых запросов. Вместо забивания в строку фразы «кроссовки купить» люди спрашивают голосом «Где купить кроссовки рядом со мной?». В SEO теперь нужно включать не только текстовые запросы, но и разговорные фразы.
Мобильный трафик набирает обороты
Пользователи активно используют для онлайн-покупок смартфоны и планшеты. В 2024 году доля мобильных приложений в общем объеме продаж через интернет составила 62%. Ожидается, что к 2028 году мобильная реклама будет занимать 70% всего российского цифрового рынка. Несмотря на то, что больше половины пользователей вскоре удаляют приложения, стоит инвестировать в их продвижение. Только подходить к созданию мобильного софта нужно грамотно:
-
Проанализируйте с помощью целевых сервисов активность именно ваших клиентов, отследите долю мобильного трафика в продажах компании.
-
Проверьте, насколько хорошо ваш сайт работает на мобильных устройствах — если нужно, повысьте скорость загрузки страниц, сделайте навигацию максимально простой, а кнопки удобными для кликов.
-
Сделайте мобильное приложение простым и удобным — откажитесь от громоздкого дизайна и избытка анимации, которые занимают слишком много памяти, а также навязчивых push-уведомлений.
-
Отслеживайте заказы, собирайте данные через регистрацию, обещая бонусы по программе лояльности. Зачем это делать, расскажем в следующем разделе статьи.
-
Обеспечьте единый клиентский опыт на всех своих ресурсах и свяжите все точки контакта с клиентом, учитывая важность омниканальности.
-
Подключите чат-бот для облегчения коммуникации и решения наиболее частых вопросов пользователей.
Перед релизом убедитесь, чтобы в работе приложения не было никаких технических проблем — это часто становится причиной удаления мобильных приложений.
Актуальным становится новый подход к сбору информации
После отказа от использования сторонних cookies брендам придется фокусироваться на сборе first-party данных?, то есть собственной информации, которую смогут получить через сайт компании, рассылки, программу лояльности. Люди ценят приватность, и чтобы мотивировать пользователей добровольно предоставлять данные о себе, нужно повышать доверие аудитории и предлагать им что-то взамен:
-
Отправлять персонализированные предложения;
-
Давать специальные бонусы за регистрацию;
-
Предоставлять доступ к эксклюзивному контенту.
Особенно важными в таких условиях становятся сервисы-концентраторы: CRM-системы и платформы клиентский данных (англ. Customer Data Platform), которые способны объединить информацию о пользователе из разных источников в один профиль.
Чтобы повысить доверие аудитории, нужно строить комьюнити вокруг себя, показывать такие ценности, как экология, инклюзия, здоровый образ жизни, забота о клиенте, и развивать личный бренд. Идеальная глянцевая картинка уже никого не интересует, покупатели больше доверяют искренним брендам, с которыми у них находится что-то общее.
Навязчивая реклама не работает
Одним из ключевых трендов маркетинга в 2025 году становится экологичность рекламы, ее персонализация и полезность. Создание рекламного шума расходует огромные бюджеты, но не приносит желаемых результатов. В конкурентной борьбе выиграют бренды, которые сделают ставку на полезный и качественный контент, который поможет пользователю получить максимум от продукта или услуги.
Публикуйте образовательные статьи, снимайте видеоинструкции, приглашайте экспертов со стороны. Рассказывайте о полезных функциях, способах применения, пользовательских ошибках. Когда вы обучаете клиентов, это доказывает вашу вовлеченность, экспертность и повышает доверие аудитории к бренду. Об этом из практики хорошо знают студенты онлайн-магистратуры Вышки «Маркетинг-менеджмент».
Если говорить о формате, то уже около 5 лет доминируют короткие вертикальные видео, и этот тренд будет сохранять актуальность в ближайшие годы. По данным Wyzowl, ролики до 60 секунд смотрят 70% пользователей, а TikTok в 2024 году перешагнул отметку в 1,8 млрд активных пользователей.
Также маркетологи отмечают, что пользовательский контент вызывает больше доверия, чем профессиональная реклама. UGC — user-generated content, конвертирует на 29% лучше, чем контент от самого бренда. Запускайте челленджи, всевозможные конкурсы и привлекайте микро-инфлюенсеров. Реклама у блогеров-миллионников стоит дорого и подходит только для масштабных кампаний. Малому и среднему бизнесу больший эффект даст инфлюенс-маркетинг, основанный на выстраивании долгосрочных отношений с региональными блогерами, которые имеют небольшую, но вовлеченную аудиторию.
Мы разобрали ключевые тенденции, но инсайты без выводов — просто информация
Успешная маркетинговая стратегия в 2025 году должна базироваться на использовании проверенных инструментов с учетом актуальных тенденций. Оптимизируйте рекламный бюджет — откажитесь от бездумной закупки трафика без аудита системы продаж и превратите сарафанный маркетинг в систему. Настройте собственные каналы для сбора пользовательской информации, развивайте омниканальность и персонализируйте предложения. Используйте цифровые технологии для автоматизации повседневных шаблонных процессов и обработки больших объемов данных. Создавайте личный бренд и повышайте доверие у аудитории через UGC, создание ценностей, полезный контент и позитивный опыт. Продвигайте мобильное приложение и включайте в свой контент-план много коротких вертикальных видео.
Для тех, кто хочет стать успешным маркетологом и глубже погрузиться в сферу маркетинга, мы предлагаем множество образовательных программ: Цифровой маркетинг, Маркетинг-менеджмент, Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом и другие.