Интернет-маркетинг стал ключевым фактором для успешного ведения бизнеса в мире, где мобильные устройства и Всемирная сеть являются основным источником информации. Комплекс мероприятий позволяет придать товару или услуге привлекательность и обеспечить ее популярность. Наиболее активно онлайн-маркетинг применяют в IT, финансовой сфере и электронной коммерции, где он помогает:
-
Анализировать состояние рынка. Инструменты позволяют оценить возможности интернет среды для продвижения товара и услуги в актуальных условиях.
-
Повысить рейтинг ресурса и увеличить общую посещаемость, привлечь новых клиентов.
-
Формировать и корректировать визуальную часть проекта. Принципы онлайн-маркетинга помогают создать подходящее дизайнерское решение, актуализировать содержание сайта.
-
Проводить рекламные кампании, разрабатывать и распространять информационные материалы о товаре.
Наука продвижения продуктов позволяет решать не только внешние, но и внутренние задачи онлайн-проекта, от формирования имиджа вне официального сайта до совместимости контента с разными операционными системами.
Стратегия онлайн-маркетинга
В интернет-маркетинге важно продумать направление и порядок действий. При продвижении любого продукта или услуги нужно определить:
-
во что лучше вложиться для быстрого достижения целей;
-
на кого будет ориентирована реклама;
-
ключевые характеристики будущего товара;
-
конкурентные цены.
Правильно расставить приоритеты для наилучшего использования ресурсов компании (внутренних, агентских, материальных) — первостепенная задача. Специалисты выбирают для раскрутки бренда наиболее подходящие медиа и мероприятия с учетом бюджета.
В проработке стратегии могут использоваться готовые модели. Например, система RACE, разработанная Дейвом Чаффи в 2010 году. Она условно делит процесс на 4 этапа:
-
Reach (охват).
Ознакомление аудитории с продуктом. Размещение рекламных материалов на сторонних ресурсах, публикация и продвижение контента в СМИ, социальных сетях.
-
Act (действие).
Взаимодействие клиента с компанией. Может осуществляться в мессенджерах, через электронную почту, по офлайн каналам (телефон, посещение офиса). Требует создания привлекательного контента на главном сайте проекта и обеспечения четких путей перехода к нему со сторонних ресурсов.
-
Convert (конверсия).
Совершение онлайн-покупки. Повышение эффективности достигается автоматизацией процесса, поддержанием актуальности информации о товаре и его цене.
-
Engage (вовлечение).
Заинтересованность клиента в дальнейших покупках. Для этого используются акции, программы лояльности, рассылки по e-mail и в соцсетях.
Следование такой стратегии позволяет проследить весь путь человека и поэтапно превратить его из потенциального покупателя в преданного постоянного клиента.
Инструменты онлайн-маркетинга
Средства, применяемые в цифровом продвижении, направлены на достижение разных целей. Они помогают привлечь клиента, удержать его, а также выполнять анализ ситуации на рынке для разработки оптимальной маркетинговой стратегии. Ниже представим какие бывают инструменты и как применяется каждый из них.
SEO
Search Engine Optimization — набор приемов, позволяющих повысить позиции сайта в Google, Yandex и других поисковых системах. Для оценки и оптимизации контента используется 3 основных группы факторов:
-
Поведенческие критерии.
Они определяют полезность сайта для пользователя. После посещения человек должен найти то, что искал, полистать страницы, изучить контент. Наполнение создается в соответствии с поисковым запросом.
-
Внутренние факторы.
В эту категорию входит удобство использования сайта и его содержательность. В хорошем проекте должно быть продуманное количество разделов, четкое распределение товаров и услуг. Важно указывать точную и актуальную информацию — характеристики, цены, условия покупки. Контактные данные лучше собрать в отдельном блоке или странице. Качественная оптимизация под разные операционные системы и мобильные устройства также повысит комфортность посещения.
-
Внешние факторы.
Главное правило при размещении ссылок на сторонних ресурсах — соответствие общей тематике. Например, в блоге о домашних животных будет уместна гиперссылка или отдельная кнопка перехода на интернет магазин товаров для питомцев. При этом такая же ссылка совершенно не сработает в статье о строительных материалах.
Изучить принципы поисковой оптимизации можно на программе онлайн-магистратуры “Цифровой Маркетинг” от Вышки Онлайн.
Контекстная реклама
Это разновидность объявлений, которая высвечивается при вводе соответствующего запроса. Такое продвижение бывает двух типов:
-
Поисковое.
Рекламу можно увидеть при использовании сервисов Яндекс. Она высвечивается в первых строках выдачи и ведет на сайты с соответствующими запросу услугами. Например, при вводе в поисковик «организовать корпоратив», вам будет предложено несколько рекламных ссылок на компании, занимающиеся проведением подобных мероприятий. Для запуска в Yandex есть специальная платформа Яндекс Директ.
-
На партнерских сайтах.
Подразумевает размещение объявлений на сторонних страницах схожей тематики. Администрация таких платформ предлагает место под рекламу за определенную плату.
Этот инструмент цифрового маркетинга при правильном использовании дает высокие результаты — повышаются показатели посещаемости целевой страницы компании.
Таргетированная реклама
Способ ориентируется не на поисковые запросы, а на собранную о человеке информацию. Опираясь на данные из соцсетей, система показывает объявления в зависимости от возрастной группы, часто посещаемых мест, пола и списка интересов. Например, геймерам таргетированная реклама будет предлагать компьютеры, кресла, аксессуары для комфортной игры. Тем, кто часто путешествует, она предоставит сайты турагентств. Задача этого инструмента — привлекать целевую аудиторию.
SMM
Social Media Marketing отвечает за продвижение товаров и услуг в социальных сетях. Большинство современных компаний создают собственные страницы в VK, Телеграмм-каналы для ознакомления клиентов с продукцией. Огромное количество развлекательного и информационного контента в соцсетях располагает к созданию вирусной рекламы. Несмотря на то, что этот способ привлечения внимания не нов, яркие и кричащие слоганы все ее хорошо работают для вовлечения новой аудитории.
С помощью SMM можно добиться сразу нескольких целей:
-
привлечение новых клиентов;
-
повышение показателей посещаемости веб-сайта;
-
информирование о новых продуктах, актуальных акциях;
-
продажа товаров;
-
обратная связь с пользователями;
-
отработка возникающего негатива.
Для успешного использования этого инструмента важно работать с каждой платформой отдельно. Добиться высоких результатов поможет продуманный контент-план и вовлечение новых пользователей.
E-mail маркетинг
Реклама посредством электронных писем — старый, но надежный инструмент продвижения. Такая рассылка позволяет не только проинформировать клиентов о новом продукте, но и побудить их к действию: подписаться на канал, перейти на сайт, совершить покупку. В качестве стимула могут использоваться акции, промокоды, бесплатные мероприятия. Несмотря на то, что метод старый, e-mail-маркетинг все еще эффективен и позволяет:
-
повысить вовлеченность постоянных клиентов посредством информирования о спецпредложениях, программах лояльности;
-
привлечь внимание пользователей новинками товаров или интересным контентом;
-
подтолкнуть к действию на сайте, в соцсети или чат-боте;
-
увеличить продажи путем уведомлений о поступлении новых товаров или распродаже старых.
База адресов формируется из всех посетителей сервиса. Даже тем, кто не совершал покупок или заказов, система предлагает оставить контактный адрес электронной почты для дальнейшего информирования. Далее через ненавязчивые письма потенциальному клиенту напоминают о преимуществах бренда, постепенно продвигая его по воронке продаж.
Контент-маркетинг
Контент-маркетинг (англ. Content Marketing)— инструмент, позволяющий привлечь клиентов без применения прямой рекламы. В этом варианте для продвижения услуги используются статьи, видеоролики, посты в социальных сетях. Полезная информация может размещаться на разных площадках:
-
Блог на собственном веб-сайте. В нем могут быть интересные материалы, кейсы,примеры решения определенной проблемы с помощью услуг компании,ответы на распространенные вопросы о продукте или категории товаров. Это повышает посещаемость, формирует точку входа для последующих продаж.
-
Бренд-медиа. Своего рода журнал, размещенный на отдельном домене. Его можно наполнять контентом развлекательного, обучающего, практического характера. Включая в статьи информацию о товаре, администратор привлекает новых клиентов, знакомит их с работой компании и ее продуктом.
-
Соцсети. В любой социальной сети можно собрать сообщество клиентов, рассказывая им о проекте или услугах. Контент создается для разных типов посетителей — новичков он знакомит с продукцией, постоянных пользователей информирует о новых предложениях, акциях. При ведении аккаунтов в нескольких соцсетях важно создавать уникальное наполнение для каждой. Это позволит привлечь больше людей.
-
Контент-рассылка. От рекламных писем отличается своей полезностью. По сути это — «блог с доставкой», позволяющий получить интересную информацию на почту.
-
Статьи на внешних площадках. Хороший вариант для начинающих компаний. Используя платформы вроде Хабр, VC.ru, можно быстро набрать аудиторию. Недостаток такого цифрового маркетинга — внутренние ограничения сервиса. Владелец площадки может устанавливать свои требования к статьям или брать плату за их размещение.
-
Профильные СМИ. Там можно не только рассказать о продукте, но и показать экспертность компании, что повысит уровень доверия и привлечет потенциальных клиентов. Найти такие издания можно в поисковике.
Использование всех возможностей контент-маркетинга обеспечивает эффективное продвижение, набор клиентской базы, увеличение количества сделок.
Аналитические инструменты
Для достижения максимальной эффективности всех методов продвижения стоит постоянно контролировать их результативность и своевременно вносить коррективы. В этом помогают специализированные средства оценки. Для правильного использования нужно понимать принципы сбора информации каждого инструмента..
Google Analytics
Сервис от Google позволяет отслеживать активность пользователей на сайте компании или в мобильном приложении. Благодаря этой платформе сбора данных можно:
-
проводить постоянный мониторинг посещаемости;
-
анализировать конверсию (соотношение количества действий и переходов со сторонних ресурсов) на всех этапах воронки продаж — от первой
-
активности до совершения покупки;
-
оценивать и сравнивать эффективность разных маркетинговых инструментов;
-
составлять отдельные отчеты для каждого проекта.
Применение Google Analytics позволяет определить, насколько хорошо работают рекламные средства, используя статистику посещаемости и активности.
Яндекс.Метрика
Инструмент от Yandex позволяет отслеживать действия посетителей сайта, конверсии и источники трафика. Дополнительно сервис предлагает два метода оценки эффективности:
Карты. Полноценный анализ активности с учетом нажатий конкретных кнопок и общего количества кликов.
Вебвизор. Помогает повысить комфортность использования веб-сайта, указывая на наиболее посещаемые страницы и их отдельные элементы.
Обе технологии оценки позволяют вести записи для последующего изучения и анализа.
Call tracking
Метод call tracking-а позволяет определять уровень взаимодействия аудитории с сайтом и компанией. С его помощью можно определить, какой именно тип рекламы привлек клиента. Простейший способ — размещение разных телефонных номеров на офлайн-рекламе и в интернете. Отслеживание всех сигналов предоставляет важную информацию о работе проекта:
-
уровень эффективности применяемых инструментов интернет-маркетинга;
-
степень воздействия рекламы;
-
качество обслуживания и взаимодействия с посетителями.
Определение источника звонков позволяет выявить наиболее полезные рекламные каналы, а аудиозаписи разговоров помогают в обучении сотрудников колл-центра.
Как выбрать подходящий инструмент интернет-маркетинга
Важную роль в подборе эффективного средства продвижения играет четкое определение целей. Обязательно учитывать объем доступных ресурсов. В зависимости от ситуации и задач онлайн-маркетолог может использовать разные методы:
-
презентация нового продукта — яркая реклама в видеоматериалах, на баннерах, в тизерах;
-
привлечение внимания целевой аудитории — таргетированные объявления;
-
продвижение товара или услуги — контекстный маркетинг;
-
повышение продаж, побуждение пользователя к активности — SMM, рассылка по электронной почте.
Необходимо учитывать также специфику и направление работы компании. Например, тизеры хороши для стимуляции импульсных покупок недорогих товаров. Но для крупных сделок или сложных продуктов они не подходят, клиенту требуется больше информации.