Главная Блог IT Технологии VR и AR в онлайн-обучении
8_3

Технологии VR и AR в онлайн-обучении

саморазвитие
05.05.2025

Традиционные методы пассивного заучивания информации постепенно теряют актуальность. Современная система образования нуждается в динамичном и непрерывном обучении, основанном на практике. Наиболее эффективным сегодня считается метод погружения, когда знания усваиваются через реальный опыт. В этом способны помочь технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), которые открывают новые способы взаимодействия с учебными материалами. Как именно VR и AR могут улучшить онлайн-обучение?

Что такое VR и AR?

Виртуальная реальность (англ. Virtual Reality, VR) — это трехмерная компьютерная среда, погружающая человека в полностью искусственный цифровой мир, в котором он может взаимодействовать с окружением. В этом процессе обычно задействованы сразу несколько внешних чувств: зрение, слух, осязание, а иногда и обоняние.

Дополненная реальность (англ. Augmented Reality, AR) — это технология, позволяющая накладывать 3D-объекты поверх физического мира в режиме реального времени. Для нее характерно не полное погружение, а только дополнение окружающей среды интерактивными элементами.

Для доступа к технологиям используется разное оборудование:

  • VR

    — шлемы, очки, контроллеры и датчики движения, полноценные комнаты с аппаратурой, воздействующей на органы чувств;

  • AR

    — мобильные устройства, оснащенные камерой, такие как смартфоны и планшеты.

Инструменты виртуальной и дополненной реальности приобрели массовую популярность благодаря игровой индустрии. Но, как показывают исследования, эти технологии будут с каждым годом активнее внедряться и кардинально менять образовательные процессы. Согласно отчету аналитической компании Mordor Intelligence, ожидается, что рынок VR в сфере образования с 25,85 млрд долларов в 2024 году вырастет до 67,02 млрд долларов к 2029 году.

Какие изменения AR и VR могут привнести в онлайн-обучение?

Видеолекции и текстовые материалы не всегда в полной мере обеспечивают необходимую глубину понимания, особенно в сложных и практико-ориентированных дисциплинах. Именно поэтому постепенно в образовательную систему внедряются инновационные методы передачи знаний, способные удерживать внимание студентов и повышать качество усвоения информации.

Новые технологии VR и AR открывают возможности для более динамичного и интерактивного подхода к учебе. Они создают эффект присутствия и обучают студентов на принципиально новом уровне. Можно выделить несколько методов и инструментов, которые наиболее перспективны в этом контексте.

Иммерсивное обучение

Недостаточно глубокое погружение в учебный процесс часто называют одним из главных минусов онлайн-обучения. Студенты отмечают, что им недостает ощущения личного присутствия, взаимодействия с однокурсниками и преподавателями. VR-технологии способны полностью решить эту проблему благодаря возможности создания виртуальных аудиторий, где учащиеся будут общаться в формате 3D-аватаров и участвовать в интерактивных активностях.

В теории цифровая образовательная среда может стать полноценной альтернативой присутствия на лекции, что позволит избежать социальной изоляции при онлайн-обучении. Сам же образовательный процесс станет более иммерсивным — погружающим и вовлекающим.

Интерактивные лаборатории для отработки навыков

Изучение теории не дает будущему специалисту полноценное представление о рабочих процессах. В онлайн-обучении возможности для практики бывают ограниченными, но это исправят современные технологии. VR и AR — это то, что нужно для отрабатывания практических навыков.

Такой подход перспективен в сферах программирования, архитектуры, дизайна, инженерии. Виртуальная реальность будет удобна для разработки и тестирования научных проектов в цифровой среде, а также оценки результатов работы в режиме реального времени:

  • Архитекторы смогут проектировать здания в 3D-пространстве, корректировать конструкцию, взаимодействовать с ней в реальном масштабе и мгновенно анализировать, как изменения влияют на характеристики сооружений;

  • Дизайнеры получат возможность экспериментировать с текстурами, освещением и цветами в интерактивной среде, не тратя ресурсы на физические макеты, а также сразу примерять модели в заданных условиях;

  • Инженерам будет легче осваивать сложные механизмы, тестировать прототипы и даже моделировать производственные процессы в безопасных условиях;

  • Программистам такие технологии позволят не только визуализировать код, но и тестировать готовые программные продукты в различных условиях, не выходя за рамки виртуальной среды.

Это лишь некоторые профессии, в освоении которых будут полезны технологии VR. Дополненная реальность открывает не меньше возможностей для онлайн-обучения, позволяя студентам взаимодействовать с цифровыми объектами в реальном окружающем мире. Например, AR-инструменты могут накладывать схемы, графики и анимации на физические предметы, чтобы помогать разбирать их устройство и принципы работы. Такой подход делает учебный процесс более наглядным, сокращая разрыв между теорией и практикой.

Виртуальные симуляции

VR и AR открывают новые возможности для онлайн-обучения за счет реалистичных симуляций. Они погружают студентов в контролируемые условия, которые максимально приближены к реальности. Пользователи будут проходить виртуальные сценарии, учиться на них и отслеживать результаты своих действий.

Симуляции в образовательном процессе могут применяться следующим образом:

  • Языковые тренинги

    — студенты получают возможность практиковать общение с цифровыми собеседниками, которые имитируют носителей языка. При этом коммуникация может строиться в различных ситуациях: поход в магазин, визит к врачу или аренда жилья, что позволит лучше усваивать специфическую лексику;

  • Навыки презентации

    — виртуальную реальность можно использовать для тренировки публичных выступлений перед аудиторией. В симуляции отрабатывается интонация, жесты и управление вниманием слушателей. Такой подход менее стрессовый для студента, поскольку не требует личного присутствия перед живыми людьми;

  • Виртуальные экскурсии

    — студенты могут посещать музеи, исторические места или производственные предприятия в виртуальном пространстве с обзором 360°. Это даст наглядное представление о различных культурно-исторических объектах, позволит изучать особенности работы разных компаний и взаимодействовать с информацией в удобном формате, не выходя из дома;

  • Деловые коммуникации

    — в цифровой среде можно моделировать переговоры, собеседования или клиентские встречи, чтобы развивать навыки аргументации и уверенного общения;

  • Обучение в стрессовых ситуациях

    — симуляция смоделирует сложные или нестандартные сценарии, к примеру, работу с недовольными клиентами, кризисные переговоры или экстренные ситуации. Так, студенты будут учиться правильно реагировать на чрезвычайные происшествия и действовать по алгоритмам и развивать устойчивость к стрессу.

Подобное использование новых технологий уже внедряется в образовательные инициативы. В 2024 году НИУ ВШЭ провела серию мастер-классов «VR — симуляция публичного выступления». Студенты оказались перед виртуальными слушателями, которые реагировали на их презентацию: аплодировали, зевали, смеялись. Искусственный интеллект анализировал речь, отмечал ошибки, чтобы помочь выступающим улучшить ораторские навыки. Есть все предпосылки к тому, что в дальнейшем мы будем видеть еще больше подобных примеров использования виртуальной реальности в образовании.

Преимущества использования VR и AR в образовании

Выделим сильные стороны виртуальной и дополненной реальности, которые делают обучение более эффективным, доступным и интересным.

Повышение вовлеченности

Технологии AR и VR позволяют создавать интерактивные образовательные материалы и среды, которые делают обучение более захватывающим. Вместо пассивного восприятия информации учащиеся активно взаимодействуют с материалом, что повышает их интерес к учебе. На сайте СберУниверситета приведено интересное исследование: 85% студентов отметили, что использование VR помогает им улучшить запоминание информации, а 70% указали на повышение мотивации к обучению.

Преодоление границ для совместной работы

Виртуальная реальность дает возможность студентам взаимодействовать друг с другом в одном цифровом пространстве, работать над проектами, общаться и обмениваться идеями в реальном времени, независимо от их географического местоположения. Это особенно важно для международных онлайн-программ и коллаборативного обучения.

Развитие адаптивного обучения

Искусственный интеллект в тандеме с виртуальной и дополненной реальностью позволяет создавать образовательные программы, способные динамически подстраиваться под каждого студента. Если учащийся быстрее осваивает определенную тему, система может усложнять задания, а если возникают трудности, — предлагать дополнительные пояснения и упражнения. VR-симуляции способны анализировать действия студента и предлагать персонализированные подсказки.

Снижение когнитивной нагрузки

Классические учебные материалы требуют высокой концентрации и удержания большого объема информации в памяти. VR и AR решают эту проблему за счет визуального и интерактивного подхода. Вместо запоминания сложных понятий можно взаимодействовать с виртуальными моделями, которые наглядно демонстрируют взаимосвязи между разными процессами. Это помогает распределить нагрузку на разные виды памяти — зрительную, моторную, ассоциативную. Благодаря этому обучение становится более естественным и менее утомительным, а значит студент не теряет мотивацию и получает больше удовольствия от учебы.

Final cut: главное за пару секунд

Современные технологии доказывают, что будущее учащихся — это не просто чтение учебников и просмотр лекций, а полное погружение в знания. VR и AR превращают онлайн-обучение в увлекательное приключение, где можно не просто изучать, а переживать опыт, пробовать, ошибаться и учиться на практике.

Читайте также

Все статьи
21(1)
Психология

Когда работа становится зависимостью: как распознать трудоголизм и восстановить баланс

Вы много работаете — и гордитесь этим. Успеваете больше других, постоянно на связи, отказываетесь от отпуска, потому что «сейчас не время расслабляться». Возможно, вы просто ответственный сотрудник. А может, вы — трудоголик. Где проходит граница, которую легко не заметить? И что стоит за постоянной занятостью — сила или уязвимость?

исследования
19.06.2025
13
IT

Как устроено облачное хранение данных? Насколько это надежно в век цифровых технологий?

Использование облачных хранилищ стало обыденным не только для частных пользователей, но и для крупных корпораций. Что же происходит с вашими данными после загрузки в data center крупных провайдеров? Достаточно ли они защищены от хакеров? Какие компании гарантируют защиту вашей информации, а кого стоит обходить стороной?

саморазвитие
30.05.2025
12
Менеджмент

Кто ваш идеальный клиент, и как выстраивать с ним эффективное взаимодействие

На рынке конкурируют не просто продукты, а подходы к клиенту. Даже сильное предложение может остаться незамеченным, если оно не попадает в ожидания аудитории. Именно поэтому компании все чаще выстраивают маркетинг, продажи и продуктовую стратегию, начиная с одного ключевого вопроса: кто наш идеальный покупатель? Используйте методы сегментации аудитории, анализа потребностей и создания портрета целевого клиента, чтобы выстроить эффективную бизнес-модель и повысить конверсию.

образование
30.05.2025

Подписывайтесь на рассылку

Рассказываем о профессиях будущего, work-study-life balance, онлайн-программах и не только
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки

Следите за нами в соцсетях

Делимся лайфхами, исследованиями и анонсами, общаемся со студентами и снимаем много полезного видеоконтента
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных — здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.